ВЫСшая ШКОла  


ВсТрЕчА лИцЕиСтОв
Все бывшие ученики Анатолия Ивановича Падуки собираются в Одессе одновременно, однако в течение лета почти каждый напомнит о себе если не визитом, то звонком. Почему же разлетаются по миру его питомцы? Да просто получают от педагога такой заряд любви к искусству, такую качественную подготовку, что усидеть на месте не могут. Олег Нирян, к примеру, постигает сейчас секреты мастерства в Российской академии театрального искусства у Фоменко, Каменьковича и Женовача, а до того четыре года проработал в ТЮЗе, окончив предварительно театральный лицей. — В том, что я почувствовал в себе силы заниматься театром, заслуга Анатолия Ивановича, — говорит Олег. — Когда-то я приехал в Одессу из Мурманска, проучился неделю в нархозе, а нашел себя в театральном лицее. Большим и важным этапом был для нас спектакль по Гоголю «Владимир третьей степени». Сейчас ребята, которые учились со мной, добились успеха: Лена Юзвак работает в ТЮЗе, Андрей Мирошниченко, кроме ТЮЗа, играет в двух последних спектаклях музкомедии, учатся в разных театральных вузах Аня Туевская, Оля Титова, Олеся Власова... И те, кто не стал учиться театральному делу, никогда не забудут лицей, все равно они получили от Анатолия Ивановича очень много для дальнейшей жизни. Я знаю, что Миша Локтев звонил ему недавно из Симферополя, просил почитать по телефону Пушкина. И Анатолий Иванович читал... Пользуясь тем, что учитель еще не подошел к месту встречи, ребята торопятся рассказать о нем, не жалея красок. Не обходится и без юмора. Вспоминают, что в разные годы Падука применял в воспитательных целях то бамбуковую палочку, то пластмассовую указку, то и вовсе какую-то ложку... Строг был, не разрешал курить. И ссорились с ним, и расставались навек, но возвращались, потихоньку из обычных трудных подростков превращаясь в людей театра. Ира Добровольская сейчас учится на третьем курсе Московского государственного музыкального училища эстрадного и джазового искусства (иначе говоря, ГМУЭДИ имени Гнесиных). Она вспоминает: — В лицей пришла я в двенадцать лет, дико боялась Анатолия Ивановича, его самого и палки, с которой он гонялся за нами, а уж сборник его выражений, в которых он критиковал нас, мог бы удивить своим разнообразием. Где мы только ни занимались! Портклуб, ТЮЗ, эстетический центр, опять портклуб, кукольный театр, СТД... До сих пор, собираясь ехать в Москву, я получаю от него список телефонов: этому передать привет, этого разыскать, найти конкретные пьесы, актерские тренинги... Моя соученица Таня Параскева сейчас учится в колледже имени Шнитке по специальности «народный вокал», много у нас оказалось талантливых ребят. Но Анатолий Иванович не прекращает искать таланты. Бывает, идешь с ним по улице, он говорит: «Смотри. какие ребята замечательные, что они болтаются без дела, им заниматься надо!..». На встречу пришли и «ветераны» с более солидным актерским стажем. Оксана Чабанюк и Сергей Кудрявцев в конце восьмидесятых окончили руководимую Падукой студию «Абитуриент» во Дворце студентов, тогда еще названия «театральный лицей» не было в помине. Сергей окончил Щукинское училище, работает в театре «Ленком». — На первом курсе мне было необычайно легко учиться, я все это уже знал, — рассказывает Сережа. — Что касается тренингов, так я порой был с ними даже лучше ознакомлен. Никто в Одессе не дает знания, актерскую школу в большем объеме, чем это делает Анатолий Иванович. — Мне непонятно, почему Анатолию Ивановичу никто не предлагает открыть в Одессе частную школу, — в разговор вступает Оксана, актриса театра Сергея Образцова. — Его сложный характер не мешал нам его любить, ценить, у него есть своя система воспитания актера, которая дает прекрасные результаты. Анна Шевчук училась в студии «Эксперимент» с 1979 года. Тогда она носила фамилию Яловая. Аня застала времена, когда ребята обучались в Доме актера под руководством Анатолия Падуки и Елены Аминовой, периодически наезжали Табаков и Дрознин, смотрели, что-то говорили... — С нас все началось, — вспоминает Аня. — Анатолий Иванович был тогда очень молодым, мы вместе открывали для себя многие театральные вещи. Обычно мастер бросает учеников, не занимаясь их трудоустройством. Анатолий Иванович всегда отслеживает путь своих питомцев. Я окончила режиссерский факультет ЛГИТМИКа, работала в театре Комиссаржевской, делала постановки в Омском ТЮЗе. Сейчас вместе с мужем, Андреем Горбатым, мы ставим в Москве спектакль. Мой соученик Валера Сторчак окончил Таллиннскую консерваторию, затем три года учился в ГИТИСе у Анатолия Васильева, сейчас готовит в театре «Вернисаж» спектакль «Пир во время чумы». Саша Васютинский — артист МХАТа, Валера Нездымишапко — кинорежиссер... Все мы приходим к Анатолию Ивановичу не затем, чтобы спросить: «Как ваше здоровье?», а для живого, профессионального общения. Приезжаешь из Москвы, и он расскажет тебе о Москве больше, чем знаешь сам. Поскольку каждый ученик снабжает его информацией. Наш разговор длился бы и длился, но тут прибежал радостно улыбающийся, слегка запыхавшийся Анатолий Падука. Он забирает ребят «гулять по Дерибасовской». Ведь скоро им предстоит расстаться на еще один год. Мария НИКОЛАЕВА «Слово»


«Кто не навел в саду своем порядка...»
«...тот сам теперь увянуть обречен», — эти строки можно предпослать к любой шекспировской пьесе-хронике. Ибо что нам до этих перипетий с нескончаемыми Генрихами и Ричардами, когда всех их объединяет одно: при них в Британии не было житья простому народу. Все-таки для спокойствия в стране полезнее мудрая королева, нежели кровожадный и попросту жадный король. Этапный премьерный спектакль Одесского русского драматического театра имени А. Иванова по трагедии Вильяма Шекспира «Ричард ІІІ» подтверждает эту выстраданную в веках истину.
юбимого артиста одесситов Олега Школьника зрители увидели впервые за последние несколько лет не в комической, а в трагической роли. Его Ричард III, возможно, даже способен испугать — это концентрат зла и бесчестности. Актер полностью перевернул устоявшиеся представления о себе как о мастере добродушных, обаятельных образов, он придал своему герою отрицательное обаяние. Мощный вепрь, рассуждающий о своих физических пороках с сарказмом, палач, иронизирующий с жертвой, боец, способный, кажется, взмахом огромного меча защитить отечество, — приближенные покорены им, не подозревая, что тиран вскоре начнет убирать их по одному... Постановщик спектакля, заслуженный артист России Александр Дзекун, выступил также в роли художника-сценографа. Он обратился к опыту Королевского Шекспировского театра в Стратфорде-на-Эйвоне, представляющего хроники гениального драматурга во всем великолепии вещной, материальной достоверности. Стены с тусклым металлическим отсветом, металл на полу сцены, крестовидный столб, с которого сочатся капли в кованые чаши, изумительные оружейные имитации — как все это далеко от привычных картонных мечей и жестяных корон! Сцена чуть выдвинута в зал, зловещая среда приближена к зрителям — и это замечательно, в шекспировские времена самая состоятельная публика позволяла себе покупать места даже на самой площадке, чтобы очутиться в центре событий. Можно сожалеть о том, что не всем участникам спектакля, порой впадающим в декламацию, хватило точности в действиях и оценках, ведь зритель не всегда приходит, предварительно прочитав пьесу, ему порой трудно разобраться, кто кому кем приходится и в чем суть препирательств... Кто-то ожидал, что в сцене обольщения леди Анны (Татьяна Опарина) Олег Школьник позволит своему Ричарду превратиться в Ромео, блеснет лиризмом и покорит не только сердце безутешной вдовы, но и весь зал. Этого не случилось. Что ж, наш герой смог подавить волю слабого создания силой характера и уверенностью в себе. Тоже заслуга! Поскольку сюжет трагедии требовал присутствия юных исполнителей ролей принца Эдварда, Йорка и Ричмонда, театр обратился к руководителю театрального лицея Анатолию Падуке. Анатолий Иванович приостановил работу над выпуском новой постановки в лицее, зато Саша Кудренко, Саша Бойко и Валерий Крупенин блистательно вошли в спектакль Александра Дзекуна. Подготовка этих ребят не уступает вузовской. Ричмонд—Крупенин стал достойным партнером Ричарда—Олега Школьника в сцене поединка нового со старым, юного с отжившим, справедливости со злодейством. И тут возникает вопрос: что же дальше? Тиран сменяет тирана? Собственно, так оно и было в многострадальной Англии, но не для этого одесситы ставят трагедию Шекспира на пороге третьего тысячелетия. Дзекун придумал потрясающий финал. Ричмонд-победитель (исполнитель своими рыжими кудрями и фарфоровым лицом напоминает ныне здравствующего принца Гарри, сына незабвенной Дианы), содрогаясь от ужаса пролитой крови, укладывает в гроб мечи и кинжал, приколачивает крышку. Хочется думать, что война похоронена навеки. И ради этого финала не хочется акцентировать внимание на куда более спорных мизансценах. Со временем спектакль приобретет и нужный темпоритм, и эмоциональную наполненность. Важно другое: наконец-то наша русская драма стремится не просто развлекать, а заставлять задумываться о самом важном. О том, что на самом деле нас всех волнует. Город ждал театрального события, и оно произошло. Первые спектакли прошли при переполненных залах. Принято считать, что новый этап жизни любого театра начинается с приходом нового главного режиссера. Для театра имени Иванова не менее значимым оказался приход нового директора Виктора Митника, сделавшего ставку на режиссуру высокой пробы и выдающуюся драматургию. «Ричард III» состоялся во многом благодаря поддержке главы областной госадминистрации Сергея Гриневецкого, банка «Аваль», спонсорских фирм. Поиск контрактов с целью продления творческой жизни театра — тоже заслуга директора. Премьера состоялась, и уже идут репетиции следующего спектакля по роману Ф. Достоевского «Идиот». Их ведет успешный киевский режиссер Андрей Жолдак. Надо думать, результат не разочарует никого. Мария ГУДЫМА «Слово


ХОЗяин ТЕотРаЛЬноГо ЛИЦЕЯ
Было бы лучше для всех, если бы известный артист театра и кино Анатолий Иванович Падука действительно был полновластным хозяином своего детища - театрального лицея. То есть содержал его на собственные средства. Увы, многолетняя успешная работа не принесла нашему герою материального благополучия - в спонсоры он не годится.
Сейчас месячный доход Падуки составляет сумму, приблизительно равную ста долларам. Он считает это удачей. Для полного счастья ему надо бы еще столько же, чтобы оплатить, наконец-то, коммунальные услуги. На попечении Анатолия Ивановича находится только весьма неприхотливая кошка (другая давно бы сбежала). Нет у него и больших запросов в еде и одежде. Рабочая репетиционная обстановка требует потертых джинсов, темного свитера. Единственное, к чему актер питает слабость, - яркие шейные платки, необходимый штрих, свидетельство принадлежности к богеме. Впрочем, с некоторых пор Анатолий Иванович не может позволить себе обновить арсенал платков, и это его не особенно огорчает.
Главное, хозяином в своем лицее актер стал по праву таланта. Лицей этот занял своеобразную нишу в системе образования Одессы: ну где бы обучались еще азам актерского мастерства способные ребята? Безусловно, студий в нашем городе работает достаточно. Но именно выпускники Падуки каждый год поступают в престижнейшие вузы, куда с незапамятных времен существует огромный конкурс. Подготовка позволяет им блестяще сдавать экзамены. Особенно много выпускников лицея учатся в Российской академии театрального искусства (бывший ГИТИС) и в училище имени Щукина.
Интересно, что Анатолий Иванович и не пытается представить лицей как некое подготовительное отделение московских театральных вузов. Падука просто занимается своей работой, относится к ней профессионально, а результаты не заставляют себя ждать.
- Мы все здесь учимся, - рассказывает Анатолий Иванович. - Ребята, даже если они не собираются связывать дальнейшую жизнь со сценой (а у нас есть будущие архитекторы, скульпторы, филологи), учатся быть творцами. Я тоже учусь. Профессии педагога. Постигаю и эмпирически, и практически. Что же это за чудо быть мастером, руководителем курса! Раньше, благодаря спонсорской поддержке, в лицее было девять педагогов, целая кафедра, которая могла проанализировать мои уроки, что-то подсказать. Сейчас занятия веду лишь я и мои старшие ученики, они помогают мне, заметьте, бесплатно...
Труд столь квалифицированного специалиста в любой развитой стране оплачивается очень высоко. Что же заставляет артиста терпеть лишения, но продолжать свою благородную деятельность, не искать более легкого хлеба? Конечно же, любовь к театру! Любовь к неординарным творческим личностям, которых он видит в своих учениках. Собственно, Падука в своей работе опирается не на что иное, как на "я" каждого из них.
В отношениях ученика и учителя важно, насколько последний осознает свою меру ответственности. Это главное, что успел понять Падука в самом начале своих педагогических опытов. Поворотными в судьбе актера можно считать встречи с Гедрюсом Мацкявичюсом, Камой Гинкасом, Олегом Табаковым. Окончив курс Табакова в ГИТИСе, Анатолий Иванович работал в Днепропетровске, затем переехал в Одессу. Именно Табаков вдохновил его идеей заняться преподаванием.
Падука считает себя в ответе за тех, кого он подтолкнул на стезю актерства. Вот если бы лицею был присвоен статус, позволяющий выдавать выпускникам дипломы актеров вспомогательного состава... Хотя и сейчас лицеисты работают в одесских театрах, играют центральные роли в спектаклях ТЮЗа. Репетиционный зал лицея всегда был открыт для всех, кто желал познакомиться с творчеством ребят. Каждый год здесь создавали по нескольку учебных спектаклей. Но пришли тяжелые дни, когда спонсоры не смогли больше помогать лицею.
Отдавая преподавательской работе все время, Падука перестал быть играющим артистом ТЮЗа. И совсем бы оголодать ему вместе с любимой кошкой, но поддержали ученики, приносили кто хлеб, кто сало. Они верили в своего учителя, и он их не предал, со свойственной ему настойчивостью продолжал искать выход.
Дирекция Дома детского творчества Центрального района буквально спасла лицей, пригласив на работу Падуку. Теперь его должность руководителя театрального кружка (менять вывеску "лицей", впрочем, никто не стал) позволяет худо-бедно сводить концы с концами. Лицеисты получили новый адрес - Спиридоновская, 10 - прекрасное помещение, светлый зал, репетиционные комнаты. Возникла идея отрепетировать пародийные концертные программы, чтобы заработать средства, необходимые для постановки серьезного спектакля.
- Анатолий Иванович такой человек, - говорит Женя Подмаркова, лицеистка и уже преподаватель, - который умеет разбудить и оживить даже убитый талант. Многие пытались перенять его методику, но ни у кого это не получилось так, в совершенстве. Каждому новичку он предлагает заполнить анкету из шестнадцати вопросов, после чего узнает о человеке практически все. Анатолий Иванович - психолог, при всей своей внешней импульсивности и вспыльчивости. В людях он ценит, по-моему, изворотливость ума.
- Для меня Анатолий Иванович стал буквально вторым отцом, - вступает в разговор Миша Л. (фамилию просил не называть). - Если бы не встреча с ним, я попал бы либо в спецшколу, либо в колонию. Он не пытался вмешиваться в мою тогдашнюю жизнь, это только навредило бы. Я сам захотел все изменить, хотя было безумно тяжело поначалу...
- А я вспомню грустную историю, - рассказывает Володя Питеров. - Как-то мы с Валиком Сальниковым самостоятельно репетировали "Эскориал" Гельдерода, построили декорацию, закрепили ее как следует, и тут вошел Анатолий Иванович. Он глянул и сказал: "Это не та декорация, можете снять, я не хочу ее видеть". Со своей стороны он был прав, но я все же ушел тогда из лицея. На целых два дня!
- Он может и выгнать, но только за лень или хамство, - дополняет Валера Швец.
- Это человек, которого можно только любить. Или никогда с ним не встречаться... - вторит Аня Туевская.
Анатолий Иванович не слышал этих откровений, ибо умчался на встречу со своим учителем Олегом Павловичем Табаковым, с гастролями посетившим наш город. По такому случаю хозяин лицея облачился в белоснежную рубашку, повязав на шею один из любимых своих платков в мелкий рисунок. Мало кто знал, что платок этот пришлось заштопать.
Мария ГУДЫМА


Ccылки на другие страницы, посвященные этому кумиру
Познакомься с народом
ТеАТраЛьНЫй лИцЕЙ
еЩё немного ТЕАТРА
ПоИсК тЕаТрОв
Напишите мне


 

Hosted by uCoz